1. Упразднение патриаршества
После смерти патриарха Адриана в 1700 году император не допустил избрания нового главы. Вместо этого назначили Местоблюстителя Патриаршего престола, которым стал митрополит Стефан Яворский. Такое решение лишило духовенство самостоятельности в управлении. На протяжении двух десятилетий пост оставался вакантным, что постепенно ослабило традиционную иерархию. Отсутствие единоначалия позволило государству внедрять реформы без сопротивления высшего клира. Древняя система управления религиозными делами прекратила существование, уступив место новой модели подчинения светской власти.
2. Создание Духовной коллегии
В 1721 году учредили Святейший Правительствующий Синод как коллегиальный орган управления. Структура напоминала другие государственные коллегии, введенные реформатором. Членов назначал сам монарх из числа высших церковных иерархов. Решения принимались большинством голосов, а не единоличной волей духовного лидера. Синод получил полномочия по кадровым вопросам, распоряжению имуществом и контролю над богословием. Коллегиальность исключила возможность появления сильной, независимой фигуры в религиозной сфере. Византийская модель симфонии властей окончательно трансформировалась в подчинение духовных структур императору.
3. Введение должности обер-прокурора
Для надзора за деятельностью Синода назначили светского чиновника с особыми полномочиями. Обер-прокурор присутствовал на всех заседаниях, контролируя соблюдение государственных интересов. Он обладал правом опротестовывать решения духовных лиц, противоречащие указам. Первым эту должность занял Иван Болтин, отставной военный. Назначение происходило непосредственно государем без согласования с церковными властями. Подобная практика превратила религиозные структуры в часть бюрократического аппарата. Светский надзиратель фактически руководил духовным ведомством, определяя приоритеты деятельности.
4. Секуляризация монастырских владений
Монастыри лишились значительной части земельных угодий и крестьян. Доходы от монастырского хозяйства поступали теперь в Монастырский приказ, подчиненный государству. Духовные обители получали содержание из казны по утвержденным штатам. Число насельников жестко регламентировалось, новые постриги требовали специального разрешения. Богатейшие лавры и пустыни утратили экономическую самостоятельность. Изъятие ресурсов пополнило государственную казну, ослабив финансовую базу религиозных институтов. Монашество превратилось в строго контролируемую сферу с ограниченными возможностями развития.
5. Регламентация богослужебной практики
Духовный регламент 1721 года детально описывал порядок проведения обрядов. Священники получили указания о содержании проповедей и их политической направленности. Запретили отдельные формы почитания икон, считавшиеся суеверными. Колокольный звон ограничили строгими временными рамками, чтобы не мешать горожанам. Крестные ходы требовали согласования с местной администрацией. Традиционные обычаи подверглись пересмотру с позиций государственной целесообразности. Литургическая жизнь оказалась под надзором чиновников, далеких от богословских тонкостей.
6. Подчинение духовенства гражданским законам
Клирики лишились особого правового статуса, существовавшего веками. Преступления священнослужителей стали рассматривать светские суды наравне с мирянами. Духовные лица получили обязанность нести государственную службу в качестве военных священников. Налогообложение распространилось на церковные структуры, ранее освобожденные от повинностей. Паспортная система коснулась монахов, ограничивая их передвижение без разрешения властей. Привилегии, накопленные столетиями, исчезли в ходе унификации правового пространства. Священство стало обычным сословием с четко определенными обязанностями перед государством.
7. Контроль над церковными финансами
Все денежные операции проходили через специальные государственные органы. Сборы пожертвований требовали отчетности перед казенными палатами. Строительство храмов согласовывалось с архитектурными комиссиями и финансовыми ведомствами. Расходы на содержание причта утверждались по нормативам, установленным светской администрацией. Епархии получали фиксированное жалованье из бюджета, теряя прежние источники доходов. Финансовая зависимость лишила церковные институты возможности проводить независимую политику. Экономическое давление стало инструментом подчинения духовных структур государственным задачам.
8. Ограничение строительства храмов
Возведение новых церквей допускалось только по специальному разрешению Синода и губернатора. В столице запретили строить деревянные здания для богослужений из-за пожарной опасности. Количество храмов в городах регламентировалось исходя из численности населения. Архитектурные проекты проверяли на соответствие европейским образцам, отвергая традиционные формы. Многие начатые постройки заморозили из-за нехватки разрешенных средств. Ограничения затормозили развитие церковного зодчества, направив ресурсы на государственные нужды. Храмостроительство утратило прежний размах, характерный для предшествующих столетий.
9. Реформа духовного образования
Создали семинарии по западному образцу с изучением латыни и риторики. Преподавание велось по утвержденным программам, исключавшим отклонения от официальной доктрины. Выпускники получали назначение на приходы в зависимости от успеваемости и благонадежности. Старая система ученичества при монастырях признана неэффективной и упразднена. Обязательным стало знание светских наук — математики, географии, истории. Образовательная реформа унифицировала подготовку клириков, лишив региональные традиции своеобразия. Духовные школы превратились в инструмент воспитания лояльного государству священства.
10. Введение института исповеди как средства контроля
Священников обязали докладывать властям о преступлениях, услышанных на исповеди. Тайна покаяния уступила место государственной безопасности в случаях измены и заговоров. Клирики фактически стали осведомителями, нарушая древнюю практику сохранения тайны. Отказ от доноса грозил священнику наказанием наравне с укрывательством преступника. Подобная политика подорвала доверие паствы к духовным наставникам. Исповедь превратилась из таинства в инструмент политического сыска. Религиозная практика оказалась подчинена интересам охранительной системы государства.
11. Сокращение числа монашествующих
Постриг допускался только для мужчин старше тридцати лет, для женщин - после пятидесяти. Молодым людям отказывали в уходе от мира, направляя их на военную или гражданскую службу. Существующие монастыри получили строгие штаты с запретом превышения численности. Нарушителей возвращали в мир принудительно, лишая монашеского статуса. Такая политика резко сократила приток новых послушников и монахов. Старые обители пустели, многие закрылись из-за отсутствия насельников. Монашество как институт ослабло, утратив влияние на духовную жизнь общества.
12. Запрет на строительство скитов и пустыней
Уединенные монашеские поселения объявили рассадниками раскола и суеверий. Существующие скиты приказали расформировать, а насельников перевести в крупные монастыри. Отшельничество признали бесполезным для государства и вредным для экономики. Пустынножительство преследовалось как уклонение от общественных обязанностей. Идеал созерцательной жизни вдали от мира перестал поддерживаться официально. Духовные поиски индивидуального спасения объявили эгоистичными и непродуктивными. Аскетическая традиция, веками питавшая русское благочестие, оказалась под запретом.
